понедельник, 20 февраля 2017 г.

Ультрамарины, вперёд!

Я тебя восхвалю, о господь, за то, что ты властной рукой
Назначенный людям мир изукрасил дивной работой.
Как опытный книжник, ты покрыл строку за строкой
Ультрамарином здесь, там — зеленью и позолотой.

Люблю синий цвет, ему посвящён один из тегов нашего блога. И собираю материалы про этот цвет. Самым дорогим пигментом в эпоху Возрождения был ультрамарин, который получали из натурального камня — ляпис-лазури. Художники часто не могли позволить себе такую роскошь и ждали, пока заказчики купят им синюю краску. Но, хотя и пишут, что в раннем Ренессансе ультрамарин использовали только в изображении плаща Девы Марии, нашла я еще - в "Короновании" одеяние Бога Отца.

 

Fra Filippo Lippi. Coronation of the Virgin (detail). 1467-69 Fresco.Duomo, Spoleto 

 

LIPPI, Fra Filippo. Madonna Enthroned with Saints c. 1445 Tempera on wood, 196 x 196 cm. Galleria degli Uffizi, Florence 

 

Filippino Lippi, Maria mit dem Kind (Mary with the Child)

Популярнейшей синей краской минерального происхождения является ультрамарин, добываемый из ляпис-лазури, полудрагоценного камня синего цвета. Ультрамарин абсолютно стоек на свету и на воздухе, не содержит даже следов серы, совершенно устойчив в смесях, подтверждением чему может служить сохранность ярко-синих тонов в готической живописи. Од нако он чувствителен к действию кислот, и это приводит к утрате насыщенности и посерению синего цвета во многих живописных произведениях, что у музейных работников получило название "ультрамариновая болезнь".
Показатель преломления света частицами ультрамарина совпадает с показателями преломления масел и смол, что в извесной мере ослабляет насыщенность краски. Поэтому цветовые свойства ультрамарина лучше проявляются при клеевых связующих, некоторые живописцы, в частности, Ван Дейк, в эпоху полного преобладания масляной живописи ультрамарин растирали с клеевым связующим. Натуральный ультрамарин добывается в Иране, Китае, Италии, Афганистане, Восточной Европе. В Древнем Египте, куда по письменным источникам завозили ультрамарин в древнейшие времена, не доказано однако присутствие его ни в одной синей краске, использованной в дошедшей до нас живописи. Не известно также, применяли ли его в древнем Риме. Неочищенный ультрамарин сероватого оттенка был обнаружен на византийских иконах У— ХI вв. Очищенный ультрамарин стали применять, по свидетельству Ченино Ченнини,Иоганна де Бега, лишь с ХУ века.
В своем трактате Ченино Ченнини посвящает ультрамарину отдельную главу, в которой, в частности, говорится: "Синий ультрамарин -краска благородная, прекрасная и совершеннее всех остальных, ничего нельзя сказать против нее, она вызывает одну похвалу». Друг Рубенса и Ван-Дейка, врач и химик де Майерн в своем труде о живописи, скульптуре и прочих искусствах писал: «Ультрамарин -алмаз среди прочих красок, он никогда не меняется, ом также укрепляет мозги, потому очень полезен против бешенства, головокружения, трепетания сердца, меланхолии и других душевных заболеваний».

Автопортрет, 1497—1500
Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, дословно «Перуджийский», настоящее имя Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи — Pietro di Cristoforo Vannucci; 1446—1524) — итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель умбрийской школы. Автопортрет, 1497—1500

Занимательный эпизод, свидетельствующий о популярности и дороговизне ультрамарина, описан в романе Анатоля Франса "Красная лилия". Настоятель иезуитского монастыря во Флоренции занимался приготовлением ультрамарина из толченой и пережженной ляпис-лазури. Ультрамарин ценился в то время на вес золота, а настоятель, владевший, наверное, особыми секретами, считал свой ультрамарин драгоценнее рубинов и сапфиров. Он пригласил Перуджино расписывать оба храма в своем монастыре и ждал чудес не столько от искусства художника, сколько от своего ультрамарина. Все время, пока Перуджино трудился, монах стоял около него и подавал ему драгоценный порошок в мешочке, ни на минуту не выпуская его из рук. Перуджино черпал из него и, прежде чем притронуться к штукатурке, обмакивал кисть, полную краски, в банку с водой. Таким образом он изводил большое количество краски. Настоятель, видя, как пустеет его мешочек, вздыхал: "Боже, сколько порошка пожирает известь!" Когда фрески были закончены и Перуджино получил условленную плату, он вручил настоятелю пакетик с синим порошком. "Это ваш, отец мой, ультрамарин, который я брал кистью, опускался на дно чашки, и я каждый день его собирал. Я возвращаю вам его. Учитесь доверять честным людям".
https://slu.jimdo.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий